Я, лёжа на своем диване, чувствую себя сопричастным всему миру…
Но разве не таково воздействие всех мировых религий на умы и сердца миллионов "простых" людей? Разве во время мистерий, богослужений, паломнических странствий к святым местам, крестного хода, пасхальной заутрени люди не забывают себя, не живут единым порывом, едиными чувствами и настроениями? Не ощущают себя "мистически сопричастными", "индентифицированными с другими"? Да, конечно. Единение, создание "духовного родства" — именно такова сила воздействия религии на людей.
Средства массовой информации не только использовали религиозные методы воздействия на "массы" — они вторглись "на территорию" религии, заполонили то духовное пространство, которое веками занимала религия. "Духовная пища" массовой культуры не потеснила религию — она во многом подменила религию, присвоила её права. Об этом стоит задуматься, сопоставить такие, казалось бы, несопоставимые феномены, как религия и средства массовой информации. "Идентификация" в религии — "идентификация" с Богом. Если и растворение, то растворение в Боге, "братство во Христе"....

Полностью тут.
По-моему, автор спутал причину и следствие, но у них так положено. Как сказал бы один мой знакомый, это тоже восстание масс, детка. И был бы совершенно прав. Текст статьи напомнил мне коммунистическую литературу постсоветского периода, а если совсем конкретно - четко проассоциировался с Кара-Мурзой. Ну а что, свободный рынок, свободная конкуренция за умы и души. У человека появился выбор и появилась возможность не страдать, вот он и не хочет больше. Настрадался за все века христианской культуры. И до нее настрадался. Вот и хочет на диване лежать. И скажите мне, что это не архетипично, что тот же Обломов не просто на диване лежал, а насыщенной духовной жизнью жил или что Манилов хоть пальцем ради Царства Божия шевельнул. Откуда этой духовности en masse взяться при наличии выбора?
Но мне статья понравилась, я много читала о массовой культуре, а вот православный взгляд впервые попался. Ничего принципиального нового или неожиданного, но акценты расставлены интересно.